Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

30.10.2019 15:38 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

30 октября - День памяти жертв политических репрессий

Автор: Вячеслав Огородников

М.К.Нарсеев всю жизнь расплачивается за отца. / Фото: В.Огородников, «Вперед»

Он закончил всего пять классов, и учеба ему давалась плохо. Не потому, что он чего-то не понимал. Тяжело было другое — дразнили его «сыном врага народа». «Пока наши папки воевали, твой папка в тюрьме сидел», – и от этих упреков некуда было деться.

Он закончил всего пять классов, и учеба ему давалась плохо. Не потому, что он чего-то не понимал. Тяжело было другое — дразнили его «сыном врага народа». «Пока наши папки воевали, твой папка в тюрьме сидел», – и от этих упреков некуда было деться.

Был месяц май

Родился Михаил Константинович Нарсеев в п. Сарс в январе 1941 года. Оба родителя тогда работали кочегарами в местной школе, там же при школе и жили. Еще была у Миши сестренка, на два года его старше. Был месяц май, за окном вовсю хозяйничала весна, светило солнце, и настроение у всех было – слава богу, зиму пережили.

В один из этих теплых весенних дней за Мишкиным отцом, двадцатидевятилетним неграмотным кочегаром, пришли. Кто-то из добропорядочных, бдительных граждан сообщил в органы, что слетело с языка школьного истопника что-то непозволительное. Со статьей в то время не особо мудрили, была она на всех одна, родимая, пятьдесят восьмая, по которой пол России сидело.

И дали Константину Ивановичу по этой статье семь лет. Как печать сургучевую на всю семью наложили, как клеймо на бритый невиноватый лоб припечатали …

Пешком к родным

Из школы Мишину мать, как жену врага народа, естественно, уволили, и из школьного жилья, конечно же, выселили. Близких родственников поблизости не было, жить было не на что и негде. И двинулась женщина с двумя малолетними детьми пешком в соседний Уинский район.

По дороге четырехмесячного Мишку все к груди прижимала, чтобы не простудить, и, наверное, поэтому двухгодовалую дочку просмотрела. Простудилась та сильно, и когда добрались, наконец, до Мишиного дедушки, девочка тихонько умерла.

На новом месте жилось худо, питались кое-как, работали в колхозе от зари до зари, а начавшаяся война и вовсе отменила все выходные и праздники.

Из мест не столь отдаленных

Не везло семье на весну, как наворожил кто. Буквально перед самой Победой у Мишиной мамы в лаптях бравый учетчик обнаружил зерно, и поехала женщина на два года отбывать свою вину перед государством в места не столь отдаленные и совсем не радостные.

В 1948-м году, вслед за мамой, из заключения вернулся какой-то худой изможденный дядька, которого Миша никогда не видел – это был его отец.

А еще в тот год Михаил пошел в первый класс. И был он в этом классе, как сын врага народа, на особом положении. Дети жалости не знают. Глядя на взрослых, издевались, как могли, поэтому в школе маленькому Мишке доставалось по полной. Впоследствии октябренком он не стал, в пионеры его тоже не приняли. Как потом оказалось, школа в этих суровых испытаниях была только началом.

Мои университеты

Насилу пройдя пять классов, Михаил Константинович, с прилипшим на всю жизнь сургучевым клеймом «враженка», свои школьные университеты закончил. С малолетства он пошел работать в колхоз.

Вскоре семья переехала в п. Сарс. Работу после 58-й найти было проблематично, и, недолго помыкавшись, пошел отец пасти колхозное стадо в деревню Редькино. Так и помер в нищете и полном неведении, за что сидел долгие семь лет.

-Статья эта, папина, на всю жизнь мне след свой оставила, — рассказывает мой собеседник. — И в школе изгоем был, и в деревне как на отшибе жили, и у матери, и у деда вся жизнь наперекосяк… Время такое было, многие сидели, многих расстреляли, наш-то, спасибо, живой вернулся.

Без вины виноватый

А лет этак двадцать назад надоумил Нарсеева один знакомый сделать запрос на отца, за что он сидел. И пришел ему документ из областного центра, в котором говорилось, что оказался не виновен его отец Константин Иванович, и что давно уже реабилитирован. И что положены ему, Михаилу Константиновичу, как невинно пострадавшему от действий той адской машины, какие-то послабления и льготы.

Эх, льготы… Разве смогут они компенсировать отобранное детство? Да что там детство, тяжелую, исковерканную жизнь.


Льготы для пострадавших от репрессий


По данным отдела МТУ№4 по Октябрьскому району, на сегодняшний день в районе числятся 20 человек, чьи родители были репрессированы. 10 человек получают ежемесячную денежную компенсацию от соцзащиты и пользуются льготами при оплате жилищно-коммунальных услуг. Еще девять получают выплаты от Пенсионного фонда как инвалиды. Все они один раз в год имеют право посещать краевой госпиталь и получать там соответствующее лечение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50