Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

04.12.2020 14:00 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 03.12.2020 г.

Азбука округа в Бартыме

Автор: В. Огородников

В 1932 году в маленькой деревушке Ольховка, в верховьях реки Ирень, образовался маленький лесопункт, на котором трудилось около тридцати человек. В деревне к тому времени уже были фельдшерский пункт, клуб и ясли. После войны, когда в районе начали активно создавать крупные леспромхозы, деревня Ольховка со своим лесопунктом и железнодорожный разъезд Бартым были объединены и переименованы в поселок и станцию Бартым. Тогда все и началось.

Вера в светлое будущее

После войны страна остро нуждалась в стройматериалах, в места, богатые лесом, в поисках хороших денег со всех уголков стали стекаться люди разных национальностей и вероисповедания. Не миновал этой участи и наш Бартым, где леса в те далекие времена было не меряно.

К середине пятидесятых в Бартыме началось строительство деревянных домов, открылась средняя школа, участковая больница со своим стационаром. Функционировали два кирпичных завода. Вокруг поселка была выстроена целая сеть узкоколеечных дорог для вывозки леса с многочисленных лесных делянок. К началу шестидесятых в Бартымском сельском совете, куда входили еще четыре маленькие деревеньки, насчитывалось 5300 человек.

К концу семидесятых годов лесосырьевая база в районе значительно истощилась и в некогда крупном и богатом в плане обеспечения поселке Бартым начался неумолимый закат.

Там, за поворотом

Сегодня попасть в поселок Бартым можно за полчаса по довольно сносной грунтовой дороге через деревни Атнягузи и Верх-Ирень. Прежде, чем начать бытописание сегодняшнего поселка, хотелось бы рассказать о его единственной достопримечательности. Это огромный железнодорожный мост, называемый в Интернете виадук, строительство которого было начато в 1912 году. Сначала работали пленные австрийцы, их в тот год понагнали в Бартым великое множество. Строительство велось в нечеловеческих условиях, и многие из пленных так и не увидели больше своей родины, навсегда сгинув в неглубоко выкопанных могилах вблизи своего жутковато-мрачного строения.

В 1920 году по бартымскому мосту прошел первый поезд. Прослужив верой и правдой шестьдесят лет, виадук был признан аварийным, и в обход его была построена новая железнодорожная ветка.

Сегодня, благодаря местному блогеру Ринату Салимову, бартымский и большесарсинский виадуки приобрели всероссийскую известность, они входят в топ-10 удивительных мест Пермского края. Периодически на центральной улице поселка появляются газели, которые привозят группы туристов, приезжает много других автомобилей с номерами чужих регионов. Спросив у местных дорогу, все они уезжают в сторону моста, чтобы посмотреть на его суровое молчаливое величие.

Неблагозвучное слово «староста»

Сегодня в поселке на двенадцати улицах проживает около 200 человек, в основном, это пенсионеры, трудоспособного населения практически нет, как нет и работы для него. Несколько человек трудятся на железной дороге, на двух пилорамах. Одного из предпринимателей, которого негласно считают старостой поселка, Радика Нафкатовича и его супругу Флюзу Габдулловну Шабаевых нам удалось застать дома.

Как живем? Наверное, вы и сами все видите, вон сколько пустых брошеных домов, разъезжается отсюда народ потихоньку. Садика и школы нет. На весь поселок два магазина, оба частные, работают по два часа в день, потому и продуктов, в частности, хлеба, завозят мало. Вода, вроде бы, есть, но не в каждом доме, потому как водопровод еще леспромхозовский, шестидесятых годов, весь прохудился.

В поселке сохранилась почта, где трудятся три женщины. ФАП есть, только людям непонятно, как работает. Никто не знает, когда приедет и будет ли вообще принимать фельдшер, потому что его в связи с пандемией забрали в район. Когда-то здесь был свой очень хороший фельдшер, который круглосуточно был с жителями, но два года назад в связи с закрытием школы (а у него было трое детей), он с семьей уехали в Екатеринбург.

На будущий год администрация округа новый ФАП обещала построить, только вот где фельдшера найдут, пока большой вопрос.

-Про известные фамилии сказать не можем, — говорят мои собеседники. — Сюда ведь со всего света когда-то люди съезжались, поэтому и поселок получился интернациональный во всех смыслах. Из необычных фамилии Казмалы, Капсамун. Был тут такой Василий Кыналы, добродушный дядька и гостеприимный хозяин, хороший мужик, да жалко очень – ушел рано, хоронить в Молдавию увезли. Вообще за последний год в поселке родился один малыш, пятеро умерло.

12 школьников возят в соседнюю деревню Атнягузи. Когда их на дистанционное обучение отправили, ох, и намаялись с ними родители: связи нет, интернета нет. В одном месте сигнал ловится кое-как, так они как воробьи в кучку собьются и пытаются чему-то там научиться. «Намерзнутся только, а все без толку», — говорят родители.

Воды море, да все без толку

Вдоль центральной улицы из сломанной колонки с самой весны течет чистая, как будто родниковая вода, по нижней улице в валенках уже не пройдешь — затопило.

Я спросил жителей и про пожарную ситуацию в поселке, где просто огромное количество старых заброшенных деревянных домов. Как оказалось, бартымцам в этом смысле просто повезло, в отличие от многих таких же забытых деревень — у них есть своя пожарная машина на базе Зил-157 с бочкой на пять кубов. Машина эта стоит в теплом гараже, правда, завести ее можно только вдвоем — один из кабины до упора ногой толкает втягивающее стартера, а другой доталкивает его какой-нибудь железкой дальше. И если еще не успел сдохнуть аккумулятор, то минут через …цать ее еще можно будет завести, но это вряд ли. Потому что в случае пожара, не дай бог, заводить ее будет некому — нет ни водителя, ни команды. Зато есть сорок литров бензина в баке и ежедневные звонки из района старосте с вопросами: машина в порядке? заводите? проверяете?

У них есть, кем гордиться

После закрытия школы осталось прекрасное и еще довольно крепкое здание, в котором сегодня находятся клуб и библиотека. Все остальные кабинеты пустуют, но отапливаются, иначе оно и года не простоит. Есть огромный спортзал, где ежегодно проходят волейбольные баталии. На отопление его и гаража для пожарной машины выделено 250 кубометров дров.

Дорогу центральную, говорят жители, чистят хорошо, все остальные улицы — не очень. Недавно «скорая» пришла, но дорог на «залоговых» улицах нет, поэтому староста завел свой старый Уазик и дальше повез фельдшеров сам. Мусорка тоже туда не ходит, хотя за вывоз мусора с людей плату берут исправно.

А вообще из Бартыма, как здесь говорят, вышло много известных людей. Например, депутат Госдумы 1-го созыва 1993-1995 гг. и представитель РЖД в Госдуме до 2017 года – Геннадий Алексеевич Алексеев, живущий ныне в Москве. Петр Благодатских – известный регбист, живет в Санкт- Петербурге. Пятикратный чемпион мира по самбо Сергей Яковлевич Рудаков, сейчас проживающий в Перми. Совсем недавно сюда из Перми привезли хоронить генерал-полковника МВД Шерстобитова Николая Андреевича.

Живем грешно – умрем смешно

Подумалось, генералу еще повезло, что дорога на кладбище была проезжая. Не так давно бартымцы, не найдя трактор, чтобы прочистить дорогу до кладбища, погрузили покойного на старинные деревянные санки и так дотащили до погоста. В следующий раз в подобной ситуации, чтобы не особо заморачиваться, положили усопшего в пластиковое корыто и, прицепив к снегоходу, доставили до места.

Общаясь с местными, невольно ловишь себя на мысли, что народ здесь не особо прихотливый и очень доверчивый. Однажды директор клуба Флюза Габдулловна Шабаева, копая землю под цветы, у себя во дворе нашла старинную медаль Австро-Венгерской империи до 1918года, попавшую сюда, скорее всего, с пленными австрийцами. Так она эту медаль какому-то не совсем порядочному городскому коллекционеру за копейки и отдала: «Откуда мы здесь в деревне знаем, что и сколько стоит, дал немного денег и ладно».

Грустно получилось? Наверное. Но рассказал вам все, как видел сам. Не взыщите.

Качество жизни

Дороги – 3

Образование-3

Связь – 3

Здравоохранение – 3

Занятость — 3

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

692