Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

08.05.2020 17:20 Пятница
Категории (2):
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Тамара Павловна Роман из Щучьего Озера вспоминает о своей свекрови

Автор: Т.Роман

Это был далекий 1963-й год. Месяц июль. Мои свекровь и свёкор решили свозить меня в Белоруссию на свою родину и познакомить с родственниками. Думаю, в честь 75-летия Победы стоит рассказать об этой поездке.

Пока мы ехали в поезде, а путь был очень длинным и разговоров было много, я расспрашивала их о далекой Белоруссии, о месте, где они жили, где встретились, создали семью…

Любимая их деревня Березовка, что в Наровлянском районе Гомельской области, образовалась так. В далекие–далекие времена шло свободное переселение людей на богатые, обширные земли в поисках лучшего жития. Тогда в Березовке появилось несколько улиц, где жили выходцы из Германии, Польши и Эстонии. У каждой нации была своя архитектура застройки. На белорусской улочке домишки – мазанки, беленые известью, ровные, красивые (позже уже строились большие кирпичные особняки).

Жили нации дружно, у каждой свои традиции. Некоторые праздники отмечали вместе. Позднее мне довелось увидеть границу деревни с Польшей. Отделяли ее огромные грушевые плантации. Бескрайние дали… Красотища какая!

Нюся (Нина – свекровь моя, белорусска – чешка) и молодой парень немец–поляк Гриша познакомились, создали семью. Гриша работал пекарем, Нюся — в колхозе. Была активной комсомолкой, работящая. Летом выкашивала простой литовкой за день по гектару покоса на зависть некоторым хлопцам. 14 января 1941 г. родился сын Саша. На этом счастье молодых супругов закончилось — война.

Сначала Гришу забрали на фронт. Служил он несколько месяцев. Но затем на фронте началась измена, и по Указу Сталина некоторые нации были сняты с фронта. Гришу отправили в трудармию на Урал, где он также старался быть полезным стране. Нина с ребенком осталась в Березовке.

Познакомили меня с родственниками, с бабушкой Софией (она чешка, из самой Праги). Высокая, худощавая, черноволосая, с красивыми чертами лица, приняла меня ласково, как внучку. Она плохо говорила по-русски, но общий язык мы нашли. Женщина ухаживала за огородом, хлопотунья какая! А как прекрасно готовила! А вот дед Михаил умер рано, до войны еще, сильно болел.

Вот однажды пошли мы со свекровью за щавелем, для любимого летнего борща, далеко за огороды. Мы подошли к глубокой траншее (правда, уже поросшей травой), которой не видно было конца ни в одну из сторон. Там она поделилась воспоминаниями о войне.

1941-й год. Многие из деревень ушли в белорусские леса в партизаны. Командиром был двоюродный брат Нины молодой, крепкий парень Андрей. (После войны он получил за свою доблесть множество наград). Мне посчастливилось позже с ним повидаться. Нина тоже ушла в партизаны, на время оставив ребенка матери. И вот по этой траншее часто навещала его. Волевая комсомолка была связной. Носила пакеты – донесения в разные точки штабов в любое время года, порой по бездорожью, а иногда на многие километры пути. Выполняла различные работы в партизанском отряде. Партизаны занимались подрывом немецких складов, штабов, поездов…

Но и деревенские помогали, как могли. Жил в деревне дядько (имя не запомнила, его так звали все) уже в годах. Местные его побаивались, он обладал какой-то магической силой. Он дальний родственник отца Нины – Михаила. Немцы его не трогали, не было повода. Но действовал он разумно. Тайно сообщал связной, когда будут проходить через деревню немецкие части. Тогда жители быстро обкладывали стены, окна перинами, подушками (чтобы какая шальная пуля не попала), а сами прятались, кто за печью, кто в подвал.

Сообщал дядько и когда будет угон молодежи в Германию, тогда по этой траншее бежали в лес, к партизанам. Многих спас дядько. Много добрых дел сделал этот мудрый старик.

Помогал эстонскому мельнику доставлять муку партизанам. Но однажды кто-то предал этого мельника. Согнав всех людей деревни, вывели всю семью мельника, в том числе шесть детей.

Но как-то так вышло, что жители тайно, стоя толпой, вытолкали 6-летнего мальчишку и заставили быстро бежать по пшеничному полю. Спасли. Долго добивались немцы, где еще один ребенок, не нашли. Остальных расстреляли. А этот парень вырос и многие годы приезжал в деревню с благодарностью за спасение на могилку своих родных.

После войны Нина с сыном приехала к мужу в д. Баймурзино, затем переехали в Щучье – Озеро. Тогда документы партизанам за борьбу с фашистами не выдавали. После указа они Нине Михайловне уже не понадобились. Да и случился Чернобыль, не стало и ее родственников, и любимой деревни.

Благодаря председателю Совета ветеранов района М.П.Львову и председателю «первички» Ф.Л.Харипову в 2010 году ей выдали удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. И это лишь напоминание о том лихолетье, которое смог пережить советский человек, борясь с ненавистным врагом.

Я была счастливой, любимой невесткой, она — доброй, славной свекровушкой. 45 лет мы прожили в мире и согласии, не сказав друг другу ни единого худого слова.

Подошла старость моей милой матушки в 90 лет, она тихо угасала. А на «дорожку» мы зажгли свечу, тихо помолились, как могли. И через два дня ее не стало. С огромной любовью мы, дети, внуки и правнуки, будем вспоминать эту замечательную маму, бабушку, прабабушку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

104