Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

09.12.2021 11:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 09.12.2021 г.

Отделение №5 и найти трудно, и извести проблемно

Автор: В. Огородников

Мне, конечно, объяснили, как доехать до пятого отделения совхоза «Тюшевской», но я, если честно, умотался, пока нашел эту деревеньку, притулившуюся между разросшимся кругом березняком. Зимняя дорога в лесу, уйма всяких поворотов, ни одного указателя, куда ехать, черт его знает, еле нашел. Добраться до нее можно через Тюш, минуя Верх-Тюш, Мосино, по зимнику – через Алтынное, а если заезжать с другого края – через Харино.

«Александр Петрович Одинцев, Владимир Васильевич Кузнецов, Павел Ильич Безруких, Виктор Александрович Завьялов. Пятый член мужской компании Иван Михайлович Малмыгин в этот день в деревне отсутствовал.»

Деревня Мазанка

Когда возникла эта деревня, никто из оставшихся местных вспомнить не смог, но говорят, это было еще во времена, когда в районе начали создаваться колхозы. Трудно тогда жилось людям, выживали, как могли. И вдруг началась в стране коллективизация. Тех, кто жил чуть лучше остальных, стали раскулачивать, вот и потянулся народ кто куда.

Жалко было отдавать свою скотину в коллективную собственность, поэтому прятались, кто куда мог. Много тогда сюда из соседних деревень приезжали, потому как не было здесь колхоза. Чуть позже и сюда, конечно, коллективизация добралась, но бежать дальше уже было некуда.

Деревня эта тогда называлась Мазанка. Говорят, приехал с Украины какой-то мужик, нарубил небольших жердей, построил из них избу, да и обмазал ее глиной. Неизвестно, пережил он в этой избе хоть одну зиму, нет ли, но название к деревне так и прилепилось.

Начали люди заводить свое хозяйство, жили тем, что сами выращивали. Так и образовалась эта деревня, в хорошие времена здесь было больше двухсот жителей. Затем деревню сделали отделением совхоза «Тюшевской» и постепенно ее историческое название стерлось из людской памяти, стала она так и называться – пятое отделение.

Становление и закат

Со временем появился свой магазин, построили школу, клуб. Танцы, говорят, три раза в неделю в клубе были, в школе детей в две смены учили. Все шло хорошо до 1975 года. Когда закрыли деревенскую школу, стали люди разъезжаться, и жизнь здесь стала потихоньку угасать.

А в 1991 году случился большой пожар, восемь домов напрочь сгорели. Семь семей сразу уехали, а одним старикам совхоз дом построил: две фанеры, а между ними стекловаты натолкали да кирпичом обложили, быстро, за месяц сляпали. Так в этом доме старики до смерти и прожили, зимой один спит, другой печку топит, потом менялись. Холодный дом получился, печку в морозы круглосуточно топить приходилось.

Пятеро смелых

Сегодня на пятом отделении постоянно живут пять человек, и все мужчины, причем четверо из них никогда не были женаты. Пятому повезло больше – два раза был женат официально, один раз без записи. Жилища у всех добротные, хоть и небольшие, но уютные. Как сказал один из них, если что, то можно жилплощадь увеличить, но пока незачем.

Встречаются между собой мужики редко, только когда за водой ходят. Там перекинутся парой слов, пересчитают друг друга, все живы-здоровы, ну и опять по своим хозяйствам расходятся. Четверо из жителей — пенсионеры, пятому до пенсии еще далеко, поэтому ему тяжелее всех живется. Когда позвонят, а сотовая связь здесь будь здоров — встает он на лыжи и легким шагом до соседнего села Алтынное 7 километров. Кому дрова расколоть, кому по хозяйству помочь, но тоже не каждый день, а только по звонку, или по настроению.

Распорядок дня у всех примерно одинаковый, без заморочек: утром встал, позавтракал, дорожку прогреб, за водой на башню сходил, и все, до обеда телевизор смотришь, потом обед, чистка дорожек, ну и так далее. Это зимой, а вот летом посложнее бывает – у каждого свой огород: картошка, моркошка, салаты там всякие, в общем, все есть, хоть и без особых изысков.

Лисички выручают

Здесь поговорка «летний день год кормит» имеет особый смысл. Собирают мужики каждое лето грибы, сдают и на это потом всю зиму живут.

- Мы за лето грибов каждый тыщ на тридцать сдаем, нам этих денег до следующего лета хватает — за свет заплатить, на продукты, курево опять же, да халтуры разные выручают. Живу, конечно, не по-барски, но чтобы не бедствовать, хватает, — рассказывает Виктор Завьялов, самый молодой из неженатой компании. Он за свое будущее не переживает: лисички сдал, купил мешок муки, мешок рожек, ну, соли там, масла, да еще чего.

Витька, как его называют мужики, один из всей пятерки может иногда немного поддать, остальные не пьют — у них давление. А Витьку понять можно, ему до пенсии еще о-хо-хо, тут не хочешь, да запьешь…

Скотину холостяки не держат, пробовали, было, куриц пасти, но их каждое лето лисы давят, лисы здесь днем как у себя дома ходят.

-Были раньше, конечно, у нас ружья, можно было зверье пугать, но приехали милиционеры, забрали все оружие, нельзя, говорят, без документов охотиться. А кто нам документы даст? Комиссии разные проходить надо, платить за них, а откуда деньги-то? Вот и гоняем лис свистом да палками, — говорят мои собеседники.

«Хороши бабы уже заняты»

На мой вопрос, почему они из деревни не уезжают, мужики непонимающе на меня посмотрели: « А куда ехать-то, в Тюш что ли? Так там тоже работы нету, какая разница, что там дома сидеть, что здесь, ничего там у них путевого тоже не просматривается».

Раз в неделю мужчины на старом уазике, неизвестно кому принадлежащем, ездят в Алтынное закупаться, берут продуктов на неделю. «Последний раз поехали, четыре раза буксовали, нахрен, больше не ездили. Вот дорога встанет, тогда поедем, а пока пешком ходим. Да и позвонили еще тут, велели дома всем быть – с района приедут, прививку будут опять ставить. Уже по две каждому поставили, еще, говорят, приедем, третью ставить, так как в стране новый вирус обнаружили. Ну да ладно, имя там виднее», — рассказывают они.

Когда я спросил, почему не женятся, Владимир Васильевич Кузнецов резонно ответил:

-Да кто сюда к нам в эту дыру пойдет? Опять же хороши бабы уж заняты давно, а нехороших не надо. Сейчас холосты-то вино больно порно пьют, а запьет она здесь, куда мы с ей?

Так что если кому из женского пола интересно, в редакции телефон деревенский есть. А дядьки там на самом деле нормальные, не пьющие и уже по два раза привитые.

Когда я уезжал из деревни, мужики попросили у меня газет свежих. Мне, конечно, приятно стало, как же, даже здесь нашу газету читают, я и давай из багажника им газету раздавать. Они посмотрели и говорят: не, ты цветную не доставай, ее курить шипко горько…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

812