Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

23.02.2021 08:16 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 18.02.2021 г.

От Верх-Тюша до Сингапура

Автор: В. Огородников

В канун мужского праздника мы искали человека, чья служба прошла в сложных, экстремальных условиях. И мы такого человека нашли. Сегодня Халим Индусович Хуснуллин из п. Сарс рассказывает о двух дальних походах. Кстати, в его семье пятеро братьев, трое из которых служили во флоте.

Я до сих пор не могу объяснить, как меня после окончания Верх-Тюшевской средней школы занесло вдруг в Пермское мореходное училище. То ли форма у них тогда красивая была, то ли клешы широкие, и не вспомнить теперь. Скорее всего, хотелось вырваться из сельской местности, посмотреть, как другие люди живут.

Отучившись в речном училище на моториста-рулевого, я подался на практику в город Чайковский, в Камское речное пароходство: баржи таскали, сплавляли плоты, затем на сухогрузах до Ярославля и Москвы ходили, на теплоходах.

Перед призывом никто из нашей группы иллюзий не питал, все знали, что впереди у нас маячит только Морфлот. Когда меня по распределению повезли в сторону Дальнего Востока, я как-то не особо грустил.

Владивосток встретил солнцем, соленым воздухом моря и пароходными гудками. После Урала оказаться на другой стороне страны было безумно интересно. Правда, пришлось долго адаптироваться, не всем подходит дальневосточный климат. После курса молодого бойца я был зачислен в дружный экипаж большого военного тральщика «Якорь», который на тот момент усиленно готовился к дальнему походу.

Конечно, первое время было тяжело, военный корабль в Тихом океане — это не сухогруз на Каме. Учеба день и ночь, знакомство с кораблем, с экипажем, с матчастью, порою было туго, но выручали старослужащие, как-то дружно все было.

Восемь месяцев подготовки пролетели незаметно, и вот торжественные проводы в порту г. Владивостока. На берегу весь командный состав, все в парадках, флаги реют, жуть как красиво. Вскоре родной берег скрылся из виду, с Японского моря плавно перешли в Восточно-китайское, затем Южно-китайское, где попали в нешуточный шторм, это было для меня испытание еще то. Выдержав эти бешеные волны, мы пришвартовались у берегов Вьетнама. Искупались на пляже и снова в путь. После Вьетнама пошли на Сингапур мимо острова Суматра и вскоре вошли в Индийский океан.

Шли мимо Мальдивских островов, жара стояла неимоверная, корабельный градусник показывал +55, весь экипаж, включая офицеров, был в шортах и легких майках. От пекла совершенно некуда было деться. В моем отсеке, где я отвечал за бесперебойную работу дизелей, было около 75 градусов по Цельсию. Каждому раздали полотенца, которые через пятнадцать минут становились мокрыми.

Через несколько дней пути мы зашли в Аравийское море, и на некоторое время встали у входа в Персидский залив, вблизи старейшего независимого государства Оман. Стояли долго, кожа на теле от жары покрылась какими-то пятнами, стала сухая и белая от соли. Поблизости были видны проходящие боевые корабли ОФ ВМС США, наблюдать их было довольно необычно, да и они нас рассматривали с не меньшим интересом.

На берег нас не отпускали, в то время там было неспокойно, впрочем, как и сейчас. Обогнув Оман, мы встали на якорь в порту города Адена народной республики Йемен.

Нас отпустили на берег, выдали местную валюту и мы вдоволь нагулялись по магазинам. Магазинами их, конечно, трудно назвать, это помещения, двери которых просто приперты камнем. Ты подходишь, а тебе на ломаном русском кричат: «Коля, Вася, здесь у меня все есть». Ну и заходишь, берешь, чего хочешь. Это был 1981 год. У нас в магазинах шаром покати, а там у них джинсы настоящие, батники, ну, я набрал, конечно, всего.

После нескольких дней стоянки мы пошли в сторону Сейшельских островов и кинули якорь возле знаменитого острова Маврикий. Вот там, действительно, было жарко, но и красиво в то же время: идеально чистая и прозрачная вода, шикарные пляжи с богатыми туристами — для нас тогда это все было очень необычно.

Затем мы снова взяли курс на Суматру и через несколько месяцев прибыли в свой родной Владивосток, поход длился девять с половиной месяцев. Берег встречал духовым оркестром, как на параде был выстроен весь береговой генералитет. После торжественного доклада об успешном выполнении боевого задания нашему капитану по традиции преподнесли огромного жареного поросенка.

Не хочется говорить высокие слова, но нам было чертовски приятно осознавать, что мы являлись частью нашего огромного государства, которое имело оснащенные по всем современным правилам, мощнейшие в мире армию и флот.

После трехмесячного перерыва я в составе экипажа другого корабля отправился во второй дальний поход. Маршрут был почти тот же самый, и та же самая нестерпимая жара. Когда перед увольнением мне предложили остаться на сверхсрочную службу, я почему-то сильно заскучал по дому и потому вежливо отказался.

С тех пор я не езжу отдыхать на море, двадцати месяцев жесткого, палящего солнца мне хватило на всю жизнь. В преддверии праздника хочу поздравить мужчин, и флотских, и береговых, с их замечательным мужским праздником. Всем желаю здоровья, удачи и долголетия. С праздником, мужики! 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

120