Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

25.05.2022 14:35 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Николай Ладейщиков – ветеран афганских событий

Автор: В. Огородников

«Когда мы собираемся с сослуживцами, вспоминаем службу, но о войне стараемся не говорить. Я лично стараюсь войну забыть, всего этого в нашей жизни быть не должно", — убежденно говорит Николай.

Еще в школе Николай Дмитриевич Ладейщиков готовил себя к службе в армии: бегал на лыжах, усиленно занимался физкультурой. После окончания Тюшевской средней школы в 1985 году, чтобы скоротать время до осеннего призыва, устроился на местный спиртзавод.

Время пронеслось быстро, и вот в один из осенних дней на руки была вручена повестка. В Перми ребят разделили на команды, Коля радовался, попав в пограничные войска.

Нарынский отряд

Служить Николай попал в Нарынский пограничный отряд. В отряде всех разбросали по разным заставам, Николай двинулся дальше, на Иссык-Куль в учебное подразделение саперов. Иногда в отряде появлялись солдаты, идущие на дембель, общаться с ними было строго запрещено, но все знали – это парни, возвращающиеся с войны в Афганистане.

После учебного пункта Ладейщиков был прикомандирован к 13-й заставе, она отличалась тем, что там была вечная мерзлота и что находилась высоко в горах — 5 тыс. метров над уровнем моря. Шли в расположение долго, поднявшись на определенную высоту, день стояли на перевалочной базе, чтобы организм успел адаптироваться к местным условиям. Таких остановок было несколько, и через четыре дня застава встретила своих новобранцев.

Кругом были камни и какой-то глиняный песок, невиданные ранее ледники, вверху горы, внизу облака. Протекающая рядом речка, которую утром в хорошую погоду можно было перепрыгнуть, к вечеру после таяния ледников превращалась в бурный горный поток, к которому и подходить было страшновато. Поначалу от разряженного воздуха кружилась голова, с трудом давались резкие движения, но после нескольких дней молодой организм адаптировался, стало легче.

Прямая дорога в Афганистан

Через три месяца службы на заставе по приказу командования Николая в составе группы спустили вниз на Ленгаровские сборы. На душе стало неспокойно от ясности, что эти сборы — прямая дорога в Афганистан.

Кончились все строевые и политзанятия, началось усиленное изучение всех видов вооружения, изматывающие броски до полигона и стрельба из всего, что только могло изрыгать из себя смертоносный свинец.

Через полтора месяца занятий, поздно вечером, подразделение было поднято по тревоге, солдат рассадили по автобусам. На ту сторону через реку Пяндж переходили ночью.

Чужая страна, чужие законы, чужой воздух…

- Солдаты и офицеры, вроде бы, наши, но порядки совсем другие. Казарма, куда нас привезли, была еще не готова для заселения, кругом лежало различное оружие, под подушками — полностью заряженные магазины для АК, под одеялами — кем-то припасенные гранаты. Автоматы было приказано из рук не выпускать и быть постоянно начеку. Перед первым боевым выходом, перед посадкой в вертолеты, старослужащие сразу предупредили: после сброса всем лежать, не поднимая головы. Было понятно, что они просто берегли нас, молодежь, и это особенно трогало, — вспоминает Николай Дмитриевич.

Горы гудели от взрывов

-Когда первый раз нас забросили для встречи нашей моторизированной колонны, мы попали под страшный обстрел с двух сторон, лежали, вдавливаясь в землю, я тогда всех богов вспомнил, — продолжает рассказ мой собеседник. — Вернулись вертушки, начали обстреливать засевших на склоне горы духов, горы просто гудели от взрывов, страшный грохот, огонь, пыль и животный страх. Не верьте никому, кто говорит, что бесстрашен, на войне страшно всем, война — это ад, война — это смерть молодых.

Так и прошла служба нашего земляка: сопровождали колонны, иногда их забрасывали далеко в тыл для зачистки пути для этих колонн, на одном месте сидели редко.

О том, что попал в Афганистан, Коля домой не сообщал, не хотел расстраивать родителей. Рассказал о том, где служил, только когда вернулся домой. Мама заплакала, то ли от радости, то ли от страха, отец нервно курил одну сигарету за другой.

Чуть позже, уже после возвращения с войны, в одном из цехов Тюшевского спиртзавода, куда Коля устроился работать, в торжественной обстановке военком района вручил Николаю Дмитриевичу Ладейщикову медаль «За отличие в охране государственной границы СССР».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27