Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

28.08.2020 09:27 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 27.08.2020 г.

Тот еще Самоделкин! Сарсинский умелец всегда шел чуть-чуть впереди конструкторского отдела отечественного автопрома

Автор: В. Огородников

Отличный карт для поездок с соседом за грибами.

Октябрьский район славится людьми, которые в своей жизни напридумывали чего-то такого, чего не каждый сделать сможет. На наш далеко не предвзятый взгляд самые большие достижения в этой области принадлежат жителю п. Сарс Виктору Федоровичу Конькову, разменявшему восьмой десяток лет. При нашей встрече я сразу спросил его: «А правда, что вы в детстве пытались взлететь на бензопиле?». Он не обидевшись ответил: «Нет, врут все, я тогда уже не молодой был, мне тогда лет тридцать было.»

Шестидесятые

Наверное, мало кто помнит, как в те годы инвалидам войны бесплатно выдавали маленькие мотоколяски с ручным управлением, которые народ называл попросту – «Инвалидки». Те, кто ими пользовался, через пять лет получали новую мотоколяску, а старую – как получиться. У кого во дворе догнивала, кто-то ребятам на улице кататься отдавал, а кто-то сдавал в металлолом. Вот такую машинку Витя Коньков с отцом и купили у металлоломщиков. Это было в начале шестидесятых, Виктор тогда на Сарсинском заводе на мотороллере во втором цехе работал, а второй цех уже тогда славился знатными станочниками и слесарями. Там, «куда не плюнь, в Кулибина попадешь».

Разрезали они с отцом во дворе теперь уже свою «инвалидку» и начали думать, что с ней можно сделать. В ход пошли запчасти от всего, что было сделано из железа. И через какое-то время со двора своим ходом выехал вполне приличный по тем временам, единственный в своем роде, прекрасный автомобиль.

Это было его первое творение, наверное, именно тогда он и заболел этой неизлечимой болезнью. У которой если и было название, то оно звучало бы примерно так: «конструктоавтоинжинерия».

Раньше в клубах перед каждым кинофильмом крутили так называемые «Киножурналы», где показывали достижения со всего Советского Союза. И как-то сидя перед экраном, Виктор увидел, как бравые лыжники, надев на плечи какие-то моторчики с лопастями, лихо бороздили снежные просторы нашей необъятной Родины.

Коньков после этих кадров еле досидел до конца фильма. Когда в зале включили свет, у него в голове уже был план по изготовлению заплечного двигателя.

Через несколько дней по заснеженной улице Ленина п. Сарс во весь опор мчался человек, обутый в лыжи, за плечами которого истошно визжала бензопила «Дружба». А к ней был приделан самодельный винт. Застигнутые врасплох прохожие, тараща глаза, испуганно лезли на бровки, освобождая путь несущемуся навстречу стрекотавшему на все лады необычному лыжнику. Большие очки и надвинутая на лоб шапка делали неузнаваемой его фигуру, но все знали — это наш Коньков. Только он мог такое сотворить…

Обгоняя время

Войдя во вкус, Виктор Федорович ерундой больше не занимался. Он стал конструировать самодельные трактора, не те которые делают из мотоблоков, а настоящие, с навеской, с гидравликой и коробкой отбора мощности. А самое главное он изобретал для них двигателя!

Первый его трактор работал на двигателе УД-2, который раньше ставили что бы приводить в работу доильные аппараты на колхозной ферме. Затем был трактор с двигателем УД-25, снятый с армейского генератора. На этом тракторе он два года подряд занимал первые места в районе, на выставках самодельных машин и механизмов.

В восьмидесятом году Коньков из четырехцилиндрового УАЗовского двигателя сделал двухцилиндровый. Распилив блок цилиндров на две части, он рассчитал и подогнал под два цилиндра самодельный коленвал, распредвал и, соответственно, головку блока цилиндров. Этот самодельный двигатель запустился с первого раза, по мощности был сильнее, чем двигатель Т-25 и отработал более тридцати лет. Изготовленный своими руками трактор, на котором он стоял, просто летал по полю, таща за собой трехкорпусный плуг.

С того самого дня прошло много лет. И вот в 1987 году, после разработок научно-исследовательского моторного института на Волжском автозаводе начался серийный выпуск автомобиля «Ока» с распиленным надвое четырехтактным двигателем, который уже около десятка лет работал на самодельном тракторе Виктора Конькова.

К тому времени никакого специального образования у него еще не было…

Откуда дровишки?

Времена тогда были непростые, любую доярку за украденный литр молока Отдел по Борьбе с Хищением Социалистической Собственности мог обвинить в крупной краже.

И как-то Александр Александрович Шестаков, друг и соратник по самоделкам, посоветовал Виктору Федоровичу: «Ты хоть три копейки, но заплати за запчасть, которую у кого-то берешь, что бы на каждую железку у тебя была квитанция». Так и повелось...

Как-то, примерно в восьмидесятых годах, приехали к Конькову журналисты из пермской газеты «Звезда». Виктор Федорович им по-честному все рассказал, про свои изобретения. Те в газете написали, а через неделю к Конькову заявился доблестный ОБХСС.

Оказалось, что в своем материале журналисты упомянули о том, что на самодельном тракторе Конькова стоит КПП от Газ – 51. Представители ОБХСС были немало возмущены: — как так, ведь вместо того, чтобы этой КПП стоять на какой-ни будь старой доходяге, доживающей свой короткий век под забором деревенского гаража (тем самым принося пользу Родине), она все еще достойно крутит свои шестеренки на благо местного конструктора, добросовестно вспахивая поселковские огороды.

После долгих разбирательств выяснилось, что эта злосчастная, списанная КПП была честно заработана. Но «Остапа понесло», что бы оправдать потраченное время и не остаться в дураках, милиционеры задали такой вопрос: а заплатил ли ты милый друг за амортизацию станка на котором точил свои железяки?

Когда все было уплачено, и на все появились документы об оплате, Виктор Федорович стал ездить на своем тракторе не по задворкам как раньше, а по центральной улице поселка. А что — он теперь имел на это полное право. За все заплачено, господа!

С тех пор у Виктора Федоровича все в полном ажуре, и дабы избежать неприятностей, теперь все станки и необходимое оборудование у него имеются свои.

Сарсинский тракторный...

Всего за сорок с лишним лет из-под умелых рук Виктора Конькова вышло шесть тракторов разной мощности и величины. Все они успешно работают в частных подворьях Октябрьского района и по сей день.

Он до сих пор помнит все размеры подшипников, посадки и допуски, используемые при конструировании своих механизмов. Чтобы не скучать и не устать от однотонной работы, в перерывах между тракторами чего только не делалось. Купив один известной марки мотоблок, Виктор Федорович так высказался: «Видимо его общество слепых выпускает». И взялся за его переделку, после чего это получился уже не мотоблок, а какой-то доселе неизвестный механизм со множеством необходимых в сельском хозяйстве функций.

Затем в магазине была куплена автособака (охотники и рыболовы поймут). Спереди руль с резиновой гусеницей, сзади корыто пластмассовое, хочешь в нем стоя едь, хочешь рядом беги. В общем несуразица какая-то. После долгих кропотливых переделок из этой нелепицы получилось что-то вроде снегохода, только водитель сидит над гусеницей, на мягком, удобном сидении, как на легковом автомобиле. И что опять интересно – через несколько лет, после трудоемких инженерных разработок, завод, выпускающий эти автособаки, пришел точно к такому же решению. Только намного позже нашего умельца из Сарса.

Авто для «по грибы»

Давно выйдя на заслуженный отдых, Виктор Федорович своего занятия не оставил. У него по-прежнему куча планов и проектов. Недавно изобрел машину, на которой с соседом ездит «по грибы».

Я так и не понял, из чего она собрана, там стоят запчасти от мотороллера, мотоблока, садовой тележки и штурвала от самолета. На мой в общем-то тоже не делетанский взгляд, эта машинка больше напоминает карт для езды по полю для гольфа, на котором богатые американцы катаются по своему необъятному имению. Видимо, Виктору Федоровичу стало жалко гонять по лесам эту малышку, и он загорелся новой идеей – собрать огромный каракат на Кразовских колесах. Который способен преодолевать трехметровые противотанковые рвы, гонять по бездорожью и спокойно лазить по зимнему, заснеженному лесу.

Так что если вы вдруг нечаянно встретите в лесу какое-нибудь инженерное чудо чудное, диво дивное, то знайте, это опять он — наш Виктор Федорович Коньков из Завода-Сарса.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

324