Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

10.11.2021 16:53 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Бывший начальник Алмазного ЛПУ Сергей Иванович Кузнецов ответил на вопросы газеты

Автор: Л. Огородникова

20 октября Сергей Иванович Кузнецов впервые не пошел на работу без уважительной причины – вышел на заслуженный отдых, как принято писать. И целый день ходил с улыбкой на лице – так приятно было ощущение человека, с которого свалился груз ответственности. Мы воспользовались случаем и пригласили его на интервью, благо, теперь для этого не надо выкраивать время в плотном рабочем графике.

Родом из-под Калуги

-Сергей Иванович, Вы в Октябрьском городском округе – варяг. Где Ваши корни?

-Я выходец из Советского Союза, а тогда люди жили на колесах. А родом я из Калужской области, деревни Тюфинь. Трех лет от роду перевезли меня в город Мещовск – новое место работы отца. Вот там я закончил школу, там живет моя мама, которой исполнилось 89 лет – дай ей Бог здоровья.

-В конце 70-х Вы выбирали профессию – сложный был выбор?

-Мечта с детства – геология, но выбор пал на МВТУ им. Баумана, на турбиностроение – закончил Калужский филиал. В семье газовиков никогда не было. Отец с рабочего маслосырзавода дорос до замдиректора, мама – колхозный агроном. Очень люблю с ней разговаривать, вообще общение со старыми людьми полезно. Многое поменялось в жизни: техника, технологии, но люди остались прежние: смерть, любовь, подлость, обман, страсть, зависть – классика…

-Дальше в Вашей автобиографии идет армия, а это было обязательно после института?

-Выбор был и тогда: либо послужить, либо откосить. Я пошел на два года офицером в военно-транспортную авиацию, и не жалею об этом. А после армии не захотелось сидеть в конторе и устроился я в «Союзгазэнергоремонт». Давали мне в подчинение бригаду по 7-10 человек и катались мы по газопроводам и по компрессорным станциям, ремонтировали турбины.

Кто шел в такие бригады? Это люди без флага, без Родины, в основном, разведенные, пьющие, судимые, которым терять было нечего. Главные их принципы: пить и не пьянеть; если надо, послать, невзирая на ранги и звания. Но они умели работать! У них было два состояния: пили или работали. Я многому у них научился, это были специалисты.

Рождаются и умирают в сапогах

-Но как-то вы сменили кочевой образ жизни на оседлый?

-Женился, родился сын, мне предложили остаться главным инженером на Алмазной, где я был прикомандированным. Дали жилье, достойную зарплату, так я в 31 год осел в Октябрьском. Думал, что временно, а оказалось – навсегда. Задачи были интересные, работа понятной, почему не поработать?

-Каковы были Ваши первые впечатления от Октябрьского в начале 90-х и сейчас?

-Начальником 2-го цеха в то время работал Гизатов Альфит Нурович (земля ему пухом), он сказал: «Запомни: Октябрьский – это место, где люди рождаются и умирают в резиновых сапогах». Первые впечатления и были такие: дождь и грязь. Цивилизации за последние 30 лет, конечно, добавилось, обустроили свой городок, по которому ходим в туфлях. Инфраструктура улучшилась, правда, поздновато мы за нее взялись. А вообще я парень из деревни, не меня пугать дровами и грязью.

-Комфортно ли Вам работалось с начальником ЛПУ В.В.Кимом?

-Я не буду отвечать на этот вопрос. Он руководитель, это место занял заслуженно, у него свои требования, надо было им соответствовать. При всех плюсах и минусах он был созидателем. А согласился сесть в его кресло, потому что жаль было наработанного за двадцать лет, мало ли кого пришлют со стороны.

Ремесленник по сути

-Кем Вы считаете себя по сути: начальник или подчиненный?

-Я ремесленник, мое кредо – делать дело своими руками и получать результат. От управленческой работы, кабинетной я меньше удовольствия получал.

-Что значимое удалось сделать на предприятии за время вашей работы?

-Не мне – коллективу удалось построить 3,4 цеха станции, которые и сегодня успешно перекачивают газ. Этот год будет рекордным по транспортировке – порядка 90 миллиардов кубометров. Цеха построили в 92-94 годах, за два года отгрохать такие объекты! Коллектив единомышленников подобрался удивительный, и финансирование шло хорошо.

Провели реконструкцию 1-го цеха, в которой приняли участие специалисты из Италии. Люди жили на работе, планерка в полночь считалась нормальным делом. С начала нулевых начался период стабильной прокачки газа – мы давали людям газ и тепло, разве этого мало? Модернизация производства не прекращалась никогда – доводили его до современных стандартов.

-И станция уже не нуждается в расширении?

-До начала этого года я бы сказал, что нет. Но объем транспорта газа пошел вверх. С чем это связано? Во-первых, с изменением климата. Раньше морозы приходились на декабрь-январь, сейчас зима удлинилась на месяц, в том числе и в Европе. Там ведь двойные стандарты: «Северный поток» они тормозят, а газу при этом просят. Во-вторых, на старых месторождениях газа падает добыча, работаем теперь с Ямала.

-Сергей Иванович, и все же алмазники сегодня – это белая кость, большинство мужчин округа за кусок хлеба едут за тридевять земель, а ваши всегда дома, да и зарплата на порядок выше.

-Но так было не всегда. Строили ЛПУ по колено в грязи, было холодно в цехах, с трудом добирались до работы, и народ поначалу был не самый интеллигентный, скажем прямо. Сегодня да, работа престижная, средняя зарплата 42-45 тысяч рублей, соцпакет и прочее. Что будет через 20 лет – посмотрим.

Я хочу быть акционером ООО «Газпром»

-Знаю, что Вы не любите, когда я спрашиваю про взрывы на газопроводе, но это было. Что Вы при этом чувствовали?

-А я и не скрываю – за время моей работы было пять аварий на трубопроводе. Сложность в том, что устранить аварию надо за трое суток. Зато как люди за это время открываются! В экстремальных условиях лучше всего проявляются человеческие качества: кто свернет на полпути, а кто пойдет до конца.

-Выступая перед молодежной аудиторией, какие бы плюсы и минусы работы в Газпроме Вы бы назвали?

-Газпром не приведет к быстрому обогащению – раз. Карьера тоже растет постепенно – два. Рассчитывать на сиюминутную красивую жизнь не получится. И газ в будущем будет использоваться не столько для тепла, сколько для химии, получения водорода.

-А песня Слепакова про Газпром Вам нравится?

-Нет. Когда я слушаю эти разудалые песенки, вспоминаю, как во время работы в «летучих бригадах» разнимал поножовщину, в общем, не все у нас так гладко. Можно и топ-менеджеров клясть, но домой они с работы в 6 часов не приходят.

Помню, были у нас огневые работы. Захожу утром, начальник ЛЭС Рассадников в операторной сидит, глаза открыты. Спрашиваю: как дела, Вадим Максимович? Он отвечает: «Все нормально, ребята работают». Я ему другой вопрос задаю, он отвечает то же самое. Смотрю на него и понимаю, что он спит с открытыми глазами. Не все маслом намазано для работников Газпрома! Сначала в грязи и масле повозись, а потом будет хлеб с маслом.

Не охотник и не рыбак

-У Вас лично трудозатраты и интеллектуальный вклад стыковался с материальной отдачей?

-У меня да. Когда дети учились, у меня вообще был принцип: чем больше сидишь на работе, тем меньше тратишь. Когда дети вырастают, этот принцип перестает работать, там другой уровень трат – на образование и т.д.

-На мой субъективный взгляд, Вы не слишком ассимилировались с местным людом, все равно держитесь особняком, или это не так?

-Это как посмотреть. С хорошим человеком, будь то инженер или рабочий, выпить не откажусь, поговорить. Хобби местных людей не разделяю, я не охотник, и не рыбак, но лес просто обожаю. Лес – это огромное благо, которое мы не ценим.

-Наш-то побогаче будет, чем в Калуге.

-Не скажите, здесь просто хвойных деревьев больше, а там – лиственных. Собирал недавно лапник, обратил внимание, что на елях этим жарким летом много сухой хвои. Если с климатом изменения продолжатся, то и на Урале хвойных деревьев меньше станет. Особенно люблю лес осенью, такая красота кругом, и ни комаров, ни мошки – благодать.

И потом, маленькие городки, райцентры имеют свою прелесть. В перестройку, когда жилось плохо, все бежали в города. А сейчас выросло целое поколение ребят, которые говорят: я вырос здесь, мне нравится дом, в котором я живу, машина, на которой за два-три часа я домчусь до любого места, лес, куда я хожу на лыжах, – я хочу жить здесь, и это замечательно!

-Вы уезжать точно не собираетесь?

-Нет, конечно, зачем это. Мне не нравится суета городов. Зачем туда ехать? В бассейне купаться, который хлоркой воняет? Я родом из деревни, и жить хочу в деревне.

Новый этап жизни

-Сергей Иванович, 20 октября Вы не вышли на работу. Вы психологически подготовили себя к новому периоду жизни?

-Не ходить на работу? Готов. Но есть же куча других дел. Сначала хочу выспаться. Потом ремонт сделать, садом заниматься. За время работы я запустил родственников, а с ними правило такое: проблемы с родственниками надо решать по мере возникновения – надо наверстать. Если Бог даст здоровье, поездить, свет посмотреть. С Байкала начать, а там видно будет.

-Какие человеческие качества цените больше всего?

-Честность и порядочность. Когда делают гадость открыто – это я могу понять, когда за спиной…

-Везло на порядочных людей?

-В общем-то, да. Да мне и на непорядочных везло – это ж какая школа!

-Себя за какие качества хвалите, а за какие критикуете?

-Ну, это не мне судить. Когда достанут, вспыльчив.

-Короткий вопрос: карьера или деньги?

-О, это вопрос совсем не короткий. Разве можно добиться больших денег, если не сделал карьеру? Дивидендов всегда имеет больше тот, кто выше поднялся по карьерной лестнице. Так что эти вещи взаимосвязаны. Карьеру нужно строить, но не по головам. Можно еще выгодно жениться, но это не моя история.

Когда в ладу с собой

-Ваше представление о счастье.

-Классика ответа: когда тебя понимают. Я бы сказал так: когда живешь в ладу с самим собой, когда не терзают противоречия. Когда обладаешь достаточной степенью свободы, выбора.

-Ваш любимый персонаж в литературе, кино. С кем себя ассоциируете?

-У Льва Николаевича Толстого есть эпизодический герой в «Войне и мире» — капитан Тушин. Я бы, наверное, так не смог. Будучи командиром для своих солдат, дворянином и офицером, разулся и героически командовал артбатареей. Вообще люблю Толстого, недавно перечитал «Крейцерову сонату», ее неохотно печатают за рубежом, кто-то и вовсе считает порнографической повестью. Я считаю ее энциклопедией семейной жизни.

-Ваш девиз по жизни.

-Главное – результат. Но не любой ценой. Яблоко, политое кровью, не так сладко.

-Вы знаете вкус яблока, политого кровью?

-Знаю, лазил же в детстве по садам.

-Если бы могли, что-то изменили в своей жизни?

-Ничего. Разве что чаще ездил бы по миру, больше детей родил.

-Представ перед Господом, что Вы ему скажете?

-Как в той песне: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним…» Я 36 лет давал стране и людям газ и тепло, может, это мне зачтется?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

80