Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

27.05.2021 15:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 27.05.2021 г.

День пограничника особо чтут в семье Клюкиных

Автор: В. Огородников

Все началось с его отца, офицера-пограничника, командира взвода разведки Клюкина Александра Васильевича. В 1943 году он с двумя своими солдатами был заброшен в немецкий тыл. Скорее всего, в ночном небе самолет, с которого были сброшены пограничники, немного заплутал, и десант был высажен прямо на минное поле.

Старший лейтенант

Последнее, что помнил Александр Васильевич, это была встреча с одним из высадившихся пограничников, а потом страшный взрыв, затем еще, еще и еще. Очнулся он в старом сарае, куда притащили его местные жители. Шесть осколков накрепко придавили его к слежавшейся соломе, на которой он провалялся целую неделю, пока территорию не освободили наши войска. Началась гангрена, затем госпиталь, и старшему лейтенанту Клюкину в неполные 24 года отняли ногу. В 1944 году он был комиссован из погранвойск.

Евгений был младшим сыном фронтовика, и почему-то именно на него ветеран-пограничник возлагал все надежды, послав парня после восьмого класса поступать в военное училище. Но непослушный отпрыск, проучившись полгода, не оправдал надежд отца и рванул обратно в родной Завод-Сарс.

-Подожди, батя, мал я еще для кирзаков, успею, набегаюсь, — сказал Женя, решив для себя, что в армии обязательно будет погранцом, как батя.

Первые уроки службы

Армия подоспела быстро. Выучившись от военкомата на шофера, Женька попал водителем в Панфиловский погранотряд. Армия встретила пацанов не особо ласково, первые сутки службы Клюкин помнит хорошо. Привезли в часть, дали обмундирование, подшились, побрились и отбой.

Ни раньше, ни позже захотелось в туалет, который стоял метрах в трехстах на отшибе в сторону границы. Вдвоем с товарищем ночью к отхожему месту идти не решились, мало ли, Китай рядом. А там было неспокойно, поэтому попросту свернули за казарму, там их и настиг дежурный сержант.

Еще не привыкнув к подчинению, Клюкин первый начал драку. Когда к сержанту подоспела подмога, обоих нарушителей притащили на кухню, где их ждала огромная ванна с нечищеной картошкой. К четырем утра до молодых дошло, где они оказались, а к пяти утра — пришло понимание, что сержантов слушаться все равно придется. Это была осень 1977 года.

До пограничной заставы непослушного солдата решено было пока не допускать, и провел Евгений свой первый год в отряде. Выучился на крановщика, поднаторел в этом деле и стал колесить по заставам, ремонтируя казармы и строя укрепрайоны. А слава бежала впереди него: зная крутой нрав отрядного крановщика, даже "деды" на заставах с ним не связывались и обходили стороной.

Покой нам только снится

А потом неожиданно Клюкина переводят на линейную заставу, на должность водителя — тревожную группу возить. Тут уже началась настоящая служба без начала и конца: наряд, сон, бодрствование, опять наряд.

Перед дембелем это было. Как-то подняли заставу по тревоге, Клюкин, как обычно, за руль. Выжимая из старого Уазика остатки сил, рванули на участок, который сработал. Высадив тревожную группу, Евгений подался дальше, чтобы развернуться. И каково же было его удивление, когда он в ночной мгле увидел нарушителя границы, который бежал прямо на машину.

Клюкина так подбросило, что он, забыв про инструкцию и автомат, с голыми руками ринулся на китайца. Отделав его, как положено, Женя посадил нарушителя рядом с собой на пассажирское сидение и поехал навстречу товарищам.

На границе тучи ходят хмуро

Положенного отпуска на Родину ему тогда не дали — какой там отпуск, домой скоро. А дембель приближался неизбежно, но настроение было не из лучших. С нашей стороны к границе подтягивали войска, на заставу подвозили солдат. Те в короткие сроки обкопали всю заставу траншеями, рвами, были вырыты огромные ямы, в которые по ночам заезжала тяжелая техника, БМП, БТРы и танки.

Весь личный состав и днем, и ночью теперь жил в траншеях — так начался вооруженный китайско-вьетнамский конфликт, в который чуть было не вовлекли Советский Союз.

Через несколько дней началось что-то невообразимое: китайцы широкой массой бронетехники и живой силой тяжело шли прямо к нашей границе.

Дойдя до самой КСП (контрольно-следовая полоса), вся лавина вставала и поворачивала обратно, и так несколько раз. Как вспоминает Евгений, психологически выносить это было очень тяжело, особенно когда тебе скоро домой.

Все разрешилось благополучно, пограничники на провокацию не поддались. Так закончилась служба ни в чем себя не запятнавшего простого солдата пограничных войск СССР.

Послесловие

И все-таки династия продолжилась. Старшая дочь Евгения Александровича Оксана, начав как спутница жизни молодого лейтенанта погранвойск, прошла со своим мужем "все тяготы и лишения воинской службы". Сегодня она жена подполковника погранвойск, дочь и внучка пограничника. Александр Васильевич, доживи он до наших дней, мог бы гордиться своей семьей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

261