Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Рецидивисты, «бомжи» и «туристы». Интервью с председателем районного суда Андреем Зюзиковым

Автор: Н. Богдан

В прошлом году в Октябрьском городском округе стали меньше красть, но появилось больше неплательщиков по алиментам. С чем это связано и с какими итогами завершился 2023 для районного суда – говорим с А.А.Зюзиковым.

Лучше заработать, чем украсть

- Андрей Анатольевич, с какими результатами завершился год для районного суда?

- Если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года, то число гражданских дел осталось примерно на уровне — порядка 600. По уголовным делам наблюдается даже снижение: со 138 до 130.

Но если раньше чаще были кражи и причинение тяжкого вреда здоровью, незаконные рубки, то в минувшем году это дела, связанные с уклонением родителей от уплаты алиментов, из них 40% — это женщины и 60% — мужчины.

Благодаря появлению поправки к 116 статье увеличилось число домашних дебоширов, ранее привлекавшихся за домашнее насилие и повторивших его. Всего 18 дел, связанных с кражами, это очень мало в сравнении с предыдущими периодами: из 130 дел в 2022 году до 40% занимали именно кражи.

- Почему, на Ваш взгляд, произошло это снижение? Перестали ловить воришек или снизили порог суммы, на которую можно украсть и не понести ответственности?

- Нет, сумма прежняя – 2500 рублей. Недавно рассматривали дело: двое проникли в жилище, разобрали печку. Та куча металлолома, которую они украли, была оценена в 1000 рублей. Но поскольку они действовали по предварительному сговору, то и наказание зависело не от стоимости украденного.

Или вот случай в Седяше: неустановленные лица сняли радиаторы системы отопления в закрытой школе. Вытащить их оттуда сразу не смогли. Затем один из них куда-то на заработки уехал, второй — на лесозаготовки. И они договорились, когда смогут эти радиаторы перенести. Спустя четыре месяца приехал новый владелец здания и обнаружил пропажу.

Не последнюю роль в снижении краж сыграло и то, что у местного населения появилась возможность зарабатывать на трассе М-12, на лесозаготовках. Ну, и просто красть стало невыгодно, так как те, у кого есть, что украсть, предпринимают меры по защите своего имущества: охранная сигнализация, к примеру. А у тех, кому безразлична сохранность своего имущества, по сути, и красть нечего. И те латентные преступления, которые происходят, совершаются, в основном, лицами, которые уже привлекались по этой статье.

- И много у нас рецидивистов?

- Подошло время, когда в Щучьем-Озере будут выходить на свободу лица, осужденные в 2014-15 годах за распространение наркотических веществ. Пока всё спокойно. Но в те годы был Госнаркоконтроль, а сейчас функции этого подразделения переданы полиции, но там нехватка кадров и после реформы нет преемственности поколений. Фактически нет среднего звена, которое может обучать молодых специалистов, вышло на пенсию.

«Сизифов труд»?

- Можно ли назвать работу судей «Сизифовым трудом»?

- Мы видим результат своей работы. То есть, ты дело рассмотрел, наказал, можешь поставить точку, подвести итог. В суд люди приходят за решением проблем. Но когда проблема решается, мало кто остается доволен результатом. Особенно по уголовным делам: потерпевший считает, что необходимо более строгое наказание для подсудимого. Например, за украденную цепочку просят дать 20 лет лишения свободы и возмещение морального вреда. А виновный получает 300 часов обязательных работ.

Участились иски на возмещение морального вреда. Есть дежурные материалы, о которых быстро забываешь, о взыскании кредитов, например. А есть дела, которые надолго запоминаются. Особенно это касается дел, когда женщин лишают родительских прав.

- Что важнее: строгость или неотвратимость наказания?

- Когда я только начинал работу в суде, считал, что строгость наказания определяет всё. Что если преступник знает, что ему грозит 20 лет, то он не пойдет на преступление. Сейчас я больше склоняюсь к тому, что важнее неотвратимость наказания, а не строгость. У нас основное наказание – исправительные работы, не связанные с лишением свободы. В 2023 году свободы были лишены порядка 20 человек. Это, в основном, рецидивисты или лица, совершившие особо тяжкие преступления. Но есть и такие люди, которым проще отсидеть, чем найти работу и оплатить алименты.

Очевиден тот факт, что если мужчина полгода или год не работал, то он уже точно не будет искать работу. Так устроена психология: он будет лежать на диване и строить планы, как он завтра заработает много денег.

Вот, к примеру, дело: кража с банковского счета. Женщина, которая сейчас уже признана недееспособной, проживала в одно время в Бикбае. А женщина, которая была её опекуном и являлась родственницей, оформила в 2020 году на пострадавшую кредитную карту на 50 тысяч и пользовалась ей в течение почти двух лет. За это время за счет оборота денежных средств и начисления процентов долг по карте составил более 200 тысяч. К моменту суда обвиняемая стала уже матерью седьмого ребенка и благодаря ежемесячным выплатам на детей от государства возместила нанесенный ущерб.

Чувствуется гуманизация и в виде экономических наказаний – штрафов. Надо отдать должное, штрафы, назначенные нашим судом, люди добросовестно выплачивают.

Мужчины ушли на передовую

- Андрей Анатольевич, вспомните резонансные или редкие дела, которые были в ушедшем году?

- Похищение человека группой лиц в Сарсе в 2020 году. Дело очень долго расследовалось, и только в 2023 году оно было рассмотрено. А так, количество тяжких и особо тяжких преступлений снижается. Мое субъективное мнение, что причиной этого, в том числе, стало начало СВО и отток мужского населения.

- Тогда можем ли мы говорить о том, что с окончанием специальной военной операции мы будем наблюдать рост преступности?

- Точного числа тех осужденных, кто участвует в спецоперации, у нас нет. Из тех, кто был осужден нашим судом и отбывал наказание в колонии, двое приняли участие в СВО и погибли. Есть один условно осужденный по ст.157 (неоднократная неуплата алиментов), который выбрал службу в рядах Вооруженных сил на территории проведения СВО вместо условного наказания.

Согласно принятому закону, судимость будет погашена в том случае, если осужденный получит государственную награду во время прохождения службы. Сейчас в уголовно-исполнительной инспекции наказание этого гражданина приостановлено до окончания срока контракта.

Можно рассматривать данный закон как своего рода социальный и экономический лифт: ты выполняешь свой долг перед Родиной, получаешь возможность выплатами за службу закрыть долги по алиментам, ипотеке.

Научились жить мирно

- Наш округ многонациональный. Можно ли говорить о делах, связанных с разжиганием межнациональной розни?

- Нет, ярых националистов у нас нет. Наш народ научился мирно жить. Даже взять пример суда: здесь 50 на 50 работники русской и татарской национальностей. В целом у нас население миролюбивое. Есть, конечно, люди, которые подходят под определение «взгляд бомжа». Поясню, есть взгляд туриста, который видит во всем хорошее, и есть взгляд бомжа, который видит только мусор. Бывают доносы, но они касаются не чего-то глобального, а относятся к бытовому уровню: к примеру, дамы делят сожителя и пишут необоснованные обвинения в адрес соперниц. Еще есть категория граждан, официально признанных психически нездоровыми, которые регулярно обращаются с жалобами на работу органов власти.

Издержки професссии

- Трудно бывает, нет?

- Ничего не дается просто. Приведу офицерский пример. Раньше, в советское время, у гражданских лиц пенсионное удостоверение было бессрочным, а у офицерского состава оно выдавалось сроком на пять лет. Офицеры запаса должны были каждые пять лет делать отметку в военкомате и получать новое пенсионное удостоверение.

Так вот как показала статистика, за вторым удостоверением обращалось лишь 60%. Нагрузка и напряжение на работе, а затем смена деятельности сказывались на, в принципе, еще молодых офицерах. Если врач или педагог могут увидеть результат своей работы в виде выздоровевшего больного или успешного воспитанника и получить от этого некую обратную положительную связь, то у нас этих моментов практически нет. По большей части лишь негатив.

- И где тогда подпитываться? Как искать хорошие эмоции, чтобы не сгореть раньше времени?

- В семье, конечно. Моя семья живет в Перми, это помогает избежать коррупционной составляющей. Переключиться помогает хобби, у меня это рыбалка и шахматы. Участвую в корпоративных шахматных турнирах. В последнем турнире команда из пяти судей Пермского края играла с коллегами, например, с Камчатки. Участвуют в таких соревнованиях команды с Дальнего Востока, Сибири, Урала, центральной части России. До пандемии встречи проходили очно, а потом перешли на удаленный формат. Также у судей края очень сильная футбольная команда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

76