Меню
18+

Информационный портал Октябрьского района ProCHAD

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 22.10.2020 г.

Тот еще Самоделкин. Нет в Щучьем таких болот, где не проехал бы этот вездеход

Автор: В. Огородников

Щучье-Озеро, Щучье-Озеро, нет ни озера там, ни щук – так когда-то писал поэт о поселке. Щук нет, а вот свои изобретатели имеются. Сегодня мы расскажем о человеке, которому некогда жаловаться на жизнь — о гениальном конструкторе-самоучке, об Алексее Геннадьевиче Федулове.

Моделист-конструктор

Наверное, нет в Щучьем человека, который бы не знал Алексея. Он никуда, кроме армии, из поселка не отлучался. Здесь родился, здесь в школе учился. Здесь, будучи еще школьником, впервые крепко удивил односельчан своими незаурядными способностями.

-Я в школе не особо хорошо занимался, не было большого интереса к учебе. Порою даже в «хорошисты» не попадал. Но вот что уважал с детства, так это физику, ее учил с большим интересом, — вспоминает Алексей Геннадьевич.

А началось все с того, что попал Алексею в руки журнал «Моделист-конструктор».

Сначала в отцовском гараже была организована мастерская, где Леха активно начал собирать велосипеды (!) с боковой коляской из оцинкованной ванны. А поскольку в конце семидесятых подшипники были в дефиците, то все трущиеся и крутящиеся детали приходилось делать из дерева.

И что самое удивительное, все получалось: все крутилось, терлось и ехало. Закончилось тем, что на обычный велосипед «Урал» Алексей приспособил двигатель от бензопилы «Дружба». И хоть была та конструкция не особо красива на вид, зато по техническим характеристикам и ходовым качествам превосходила все имеющиеся в то время отечественные мопеды.

Первым его серьезным изобретением был самодельный мотоблок с двигателем от обычного мопеда «Верховина». В те годы такой техники еще немного было, тем более в Щучьем его в глаза не видывали. Мотоблок тяговитый был, всю работу по хозяйству делал, вот только работать долго не мог – грелся сильно, но это было только начало.

Чтобы взлететь над обыденностью, всегда нужен винт

Затем были рассчитаны и изготовлены аэросани, они тогда в моде были, по телевизору их то и дело показывали. Новая модель, придуманная Федуловым, была собрана из запчастей мотоцикла Иж, гусеничного трактора, автомобиля и еще черт знает чего, сейчас уже и не припомнить. Но самое тяжелое в аэросанях — изготовление винта. Надо было придумать угол винта, его нужный размер, все это выстругать из древесины и идеально отбалансировать.

Под руками были только топор, деревенский рубанок и немного шкурки. Сколько было спилено деревьев в лесу, сколько бревен было испорчено, это надо было видеть. В конце концов, после 29-ой попытки аэросани понесли Алексея по щучье-озерским зимним просторам.

Вдоволь накатавшись, Леха понял, что эта конструкция бесполезна и в хозяйстве совершенно не нужна, поэтому он сразу взялся за ее реконструкцию. На выходе получился небольшой тягач на самодельной гусенице, которая была изготовлена из транспортерной ленты и пластмассовых канализационных труб.

Для этого из старой духовки была оборудована мартеновская печь, в ней плавилась пластмасса, а потом из нее вытачивались валы, направляющие и еще куча всяких нужных запчастей. Вот на этом самодельном тягаче последующие три года Федулов целыми флягами возил домой воду.

Тягач работал исправно, но он не пахал, не сеял, не культивировал, поэтому решено было срочно придумать и изготовить мини-трактор. Каждый уважающий себя конструктор- самоучка в те годы просто обязан был придумать и собрать из колхозного металлолома какой-нибудь тракторный аналог.

Из заднего моста Газ-51, КПП-Газ 66 и двигателя мотоколяски (инвалидки) у нашего героя получился офигенный трактор, который на сегодняшний день износил уже не одну пару колес.

Хозяйство вести — не граблями трясти

Взрослел Алексей — взрослели идеи. Женился, один за другим родились дети. Хозяйство с женой завели большое, техника требовалась серьезная, поэтому купил Алексей старый трактор Беларус и взялся за его восстановление.

Сегодня в арсенале этого трактора тьма-тьмущая приспособлений. Есть переделанная и усовершенствованная косилка, которая сконструирована так, что никогда не ломается. Есть буровая установка, которая пробурит все, что угодно. Есть плуги и культиваторы собственной конструкции, картофелекопалка и еще куча всего, чего я со своим образованием механика так и не понял.

Здесь же во дворе стоит самодельная, облегченная пилорама и приспособление для захвата и подъема бревен. А еще такой маленький станочек, в небольшое входное отверстие которого чего бы ни затолкал, после обработки на выходе все равно получается черенок для лопаты.

Крутая тачка для крутого внука

Но самое интересное я увидел в гараже. Там в углу сиротливо притулился самый настоящий мини-автомобиль для маленького ребенка. Покрутив его руль, я обнаружил, что рулевое у него легче, чем на некоторых автомобилях с гидроусилителем. Панель приборов от ВАЗ-2109, и даже боковое зеркало заднего вида было там, где ему и положено быть.

Рядом стоял аппарат, что-то вроде байкерского чоппера. Рама полностью самодельная, передняя вилка от мотоцикла «Урал», передняя ступица от ВАЗа и самодельный задний мост. Дополняли картину шикарное автомобильное кресло посередине, гидравлические тормоза и китайский двигатель.

-Очень уж внука своего люблю, вот сделал ему автомобиль, он на нем лет с трех ездить начал. Потом, когда во вкус вошел, мне пришлось ему ограничитель по скорости сделать, чтобы не гонял. А уж когда внук подрос, я ему другой, побольше, агрегат изобрел. У нас в Щучьем ему раздолье, все поля и леса его. Вот только жалко, редко в гости приезжать стал, — рассказывает Алексей Геннадьевич.

Зона мужского комфорта

А вообще из этого оригинального гаража вышли в свет десятки сварочных аппаратов, во много раз превосходящих по качеству существующие ныне «Ресанты». Один из них до сих пор остается в гараже. Мы его включали, сваривали, работает идеально, как песню поет – отвечаю.

Здесь же в гараже стоит самодельный токарный станок, в конструкции которого присутствуют запчасти от мотоцикла. Рядом – настоящая кузня, только без мехов и горна. Недолго думая, Алексей продемонстрировал ее в работе. Толстый железный пруток, вставленный между двумя электродами самодельной кузни, за секунду стал красным, только успевай, куй, чего душа желает. На верстаке возвышаются самодельные сверлилки, гвоздилки, пилилки и копалки, там даже тиски, и те самодельные.

График работы у Алексея Геннадьевича очень удобный — два через два, поэтому времени для своих изобретений было много. Да и односельчане скучать не давали, кому что отремонтировать или помочь, все к нему шли.

-У нас цыгане вообще народ интересный, поздней осенью тащат ко мне все, на чем круглое лето ездили, не ремонтируя: ВАЗы, Тазы и другую хиромантию. Купи, говорят, Алеха, мою технику, не нужна больше. Ну, я покупаю, зимой время много, ремонтирую потихоньку, что еще отремонтировать можно. Весной только снег сходит, цыгане опять ко мне: продай, Алеха, обратно мою технику, понимаешь, нужна очень. Продаю обратно, зачем она мне. Вот так и живем, — смеется изобретатель.

Мечта охотника-рыболова

Не было печали, да заболел Алексей рыбалкой. Много раз в районе первые места по ловле рыбы занимал, опять же охотой промышлял, вон сколько в округе дичи. А за окном раздолье, поля необъятные, душа в пампасы просится, а как в пампасах без вездехода? Никуда. Поэтому решено было собирать каракат. Даже жене интересно стало, получится ли?

Где-то на свалке нашел Алексей колеса от Краза-лаптежника, всякими приспособлениями срезал с них несколько слоев корда, колеса после этого получились легкие, мягкие и с настоящими кразовскими протекторами. Приспособил эту резину на ВАЗовские диски и начал варить незамысловатую раму, по принципу трактора Кировца. Были подобраны два ведущих моста, КПП с раздаткой и еще довольно живой двигатель от советской Нивы. Рулевая рейка от москвича «Орбита», электрика от всего, что нашел в гараже, и после трудов праведных каракат, наконец-то, ожил.

Сегодня вблизи поселка Щучье Озеро нет таких мест, болот, озер и глубоких оврагов, где не мог бы проехать федуловский каракат. Алексей его даже топить в болоте пробовал, ни хрена не тонет – пыхтит да едет, ну каракат, одним словом.

Простых идей у Алексея Геннадьевича еще очень много, но если у вас возникла какая-то супербредовая, то вам сюда – в Щучье, к Федулову.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

182