Меню

Сайт Октябрьского городского округа ProCHAD

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 05.03.2020 г.

Проект газеты "Азбука округа" добрался до деревни Горны

Автор: В. Огородников

Говорят, что когда-то, давным-давно деревня Горны была многолюдной и даже богатой. Говорят даже, что это было татарское селение, правда, свидетелей тому я так и не нашел. Как не нашел никого, кто бы мог вспомнить возраст родной деревни.

Бывший колхоз «Арий»

Деревенька растянулась на два километра по берегам небольшой речушки Арий. По переписи на 1 августа 1869 года в деревне было 90 дворов — 458 жителей. От деревни Курбатово Горны отделял небольшой проулок. К концу века население увеличилось до 743 человек, в хозяйствах насчитывалось 294 лошади, 426 коров, 436 овец и 107 свиней.

Была своя часовня, но в тридцатые годы двадцатого века ее закрыли и сделали из нее птичник. Годом раньше в деревне был организован колхоз «Арий», на поля выходили четыре бригады колхозников, имелась своя кузнечная мастерская и была организована начальная школа. По меркам того времени это был откровенно крупный и богатый населенный пункт.

Огненная трагедия

В 1959 году стараниями местного малолетнего поджигателя, который решил у себя на сеновале испечь ворованные из-под курицы яйца, в деревне случился сильнейший пожар. Выгорела целая улица – более 30 домов. По словам еще живых свидетелей той страшной трагедии, жар стоял такой, что даже в полукилометре от горевшей улицы невозможно было находиться.

После пожара на какое-то время исчезла вода из всех деревенских колодцев. Речка Арий тоже не смогла полностью обеспечить водой прибывших огнеборцев, она почти полностью была выкачана многочисленными пожарными помпами. После этого кошмара деревня Горны так и не оправилась. Потеряв все хозяйство, отсюда уехало одиннадцать семей. Следующим ощутимым ударом стало закрытие школы.

Анастасия Андреевна Русакова, живущая ныне в селе Богородск, рассказала:

– Сама-то я восьмой класс в Октябрьском заканчивала, у родни там жила. Как-то домой на выходные приехала, мама и говорит: мне в лес по дрова не с кем ходить, оставайся давай, поможешь маленько. Так я школу-то и бросила. Почти всю жизнь в недоучках и проходила. Поэтому, когда в нашей деревне закрыли школу, а у меня тогда уж пятеро ребятишек было, мы сразу из Горнов уехали: куда же я их отправлю одних-то. Вот и пришлось с ревом перебираться на новое место. Первое время плакала очень, в родную деревню тянуло, да куда там, не бросишь ребят ведь.

280 м над уровнем моря

Чтобы попасть в сегодняшние Горны, нужно доехать до села Богородск, затем мимо местного кладбища проехать еще четыре километра. При спуске в тянущийся на многие километры овраг перед вами открывается красивый вид на затерянную в глубоких снегах деревню.

Дорога до Богородска, как мы знаем, находится в прекрасном асфальтовом исполнении. В сторону Горнов асфальта нет – щебенка. Обслуживает этот участок предприятие ООО «Стройдорсервис». Как говорят жители, сделали дорогу просто прекрасной для проезда даже на легковом автомобиле.

Сегодня Горны относятся к Богородскому теротделу. В деревне числится 23 хозяйства, 51 житель, из них детей разного возраста — 6 , молодежи -10 да 17 пенсионеров и трое инвалидов. По факту же народу намного меньше.

Своей школы в деревне нет- детей каждое утро возят в Богородскую среднюю школу. Сотовой связи тоже нет, у двоих жителей есть свои антенны, поэтому телефон у этих счастливчиков немного ловит. На одной из двух улиц стоит таксофон, но подступы к нему, к сожалению, завалены нерадивым трактористом, поэтому подойти к нему не было никакой возможности.

Нет магазина, ФАПа и клуба

Магазин сельповский тоже когда-то был, но из-за нерентабельности его закрыли. Предприниматель из Тюша попытался, было, выручить оставшихся в деревне жителей, да тоже прогорел и на свой магазин повесил замок. На всю деревню три легковых машины, поэтому за продуктами в соседний Богородск добираются кто как может. Кому-то возят дети, живущие там, кто-то добирается на машине, которая по утрам возит двоих доярок на колхозную ферму.

Своей медицины в Горнах отродясь не было, поэтому жители этим делом не избалованы, ездят лечиться в Богородскую амбулаторию, а если совсем туго – в райцентр.

Несмотря на крупные пожары, которые случались в прошлом, своей пожаркой так и не обзавелись. Про клуб местных жителей я спрашивать не стал, подумают – издеваюсь.

Своего памятника павшим в Великую Отечественную войну в деревне не установили – имена погибших занесены на мемориальные плиты в Богородске. Туда же возят хоронить своих близких.

С почтой в последнее время стало лучше. Если совсем недавно тем, кто выписываетгазету или получает письмо, приходилось самим ездить в Богородск, то сегодня раз в неделю газету носит настоящий почтальон.

Жили весело и дружно

Во всех географических указателях написано, что от районного центра до деревни — 27 километров, но мой спидометр показал чуть больше. Почему именно Горны, нам так и не удалось выяснить: старожилы, коих в деревне осталось человека три, не смогли вспомнить, откуда взялось это чудное название.

Заехав в деревню, по совету товарища, взял курс на законсервированную на зиму колхозную ферму, принадлежащую СПК «Богородский». Спустившись чуть ниже, разыскал двухквартирный дом, в котором нашел бывшего управляющего местным отделением колхоза В.Г. Суркина.

Владимир Геннадьевич вспоминает, как семилетним пацаном полными от ужаса глазами смотрел, как огненный дракон пожирал родную деревню, как плакали погорельцы, оставшись без крыши над головой. Как, работая в колхозе, заводили на открытом воздухе свои трактора при сорокаградусном морозе на летней солярке. Как мешали в дизтопливо бензин и керосин, лишь бы в зимнюю стужу добраться до соседнего Богородска, привезти ребятишек на школьные занятия.

Он застал то время, когда в деревне были магазин, клуб, как по молодости сами с разными концертами ездили по ближним деревням и селам. Вспоминает, как работал управляющим, как в начале чего-то строили, ремонтировали. Как в девяностые разъезжалась из деревни молодежь, а та, которая оставалась, работать задарма категорически не хотела.

По словам бывшего управляющего, сначала хорошо жили, весело, работа была и деньги платили. «На свою зарплату тракториста пятерых детей кормил, и ничего, хватало, – вспоминает Суркин. -Сегодня пенсию приносят вовремя, да только не хватает ее при нынешнем житье-бытье».

«Да все нормально у нас!»

Выйдя от гостеприимных Суркиных, на совершенно безлюдной улице заметил вдалеке приближающуюся щуплую фигуру. Вскоре из фигуры вырос довольно молодой симпатичный парень, немного навеселе и поэтому в прекрасном расположении духа. Он с ходу попросил закурить, и мои слова – «не курю, братишка» — его, конечно, расстроили. Но узнав, что я еду в Богородск, он простил мне мою ущербность и представился: «Юрий Анатольевич, двадцать восемь лет, не женат, вернее, есть жена, но не расписаны. В настоящее время, а вернее, последние два года, не работаю».

Без обиняков объяснил, что не понял его бывший колхозный председатель Несмиянов, выгнал с работы за пьянку. «Я ведь на комбайне, на «Ниве» четыре года отпахал. Ну, выпил как-то, виноват, конечно, теперь вот в активном поиске, работу ищу, но пока безрезультатно, едрена мать. А жить здесь можно, освещение налажено, дороги везде почищены. Жена с работы приедет, поесть чего-нибудь привезет, да и картошки у нас своей навалом, так что нормально все».

-Вы бы отвезли меня в Богородск, а то курить охота, там женщина одна добрая живет, она сама курит и меня всегда сигареткой угостит…


Качество жизни

Дороги — 5

Образование — 3

Связь — 2

Здравоохранение — 3

Культура — 2

Занятость — 2


Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

192